1 - Свинцовые аккумуляторы (Pb).
Реагентами в свинцовых аккумуляторах служат диоксид свинца (PbO2) и свинец (Pb), электролитом - раствор серной кислоты. Они также называются свинцово-кислотными аккумуляторами. Их разделяют на четыре основные группы; стартерные, стационарные, тяговые и портативные (герметизированные).
Наиболее распространенные из свинцовых аккумуляторов:
- Стартерные аккумуляторы,
предназначены для запуска двигателей внутреннего сгорания и
энергообеспечения устройств машин. В последние годы в основном
используются аккумуляторы, не требующие ухода. К недостаткам относят
невысокие удельную энергию и наработку, плохую сохранность заряда,
выделение водорода.
- Стационарные аккумуляторы используются
в энергетике, на телефонных станциях, в телекоммуникационных системах, в
качестве аварийного источника тока и т.д. Обычно они работают в режиме
непрерывного подзаряда. Относятся к недорогим аккумуляторам.
- Тяговые аккумуляторы предназначены
для электроснабжения электрокаров, подъемников, шахтных электровозов,
электромобилей и других машин. Действуют в режимах глубокого разряда,
имеют большой ресурс и низкую стоимость.
- Портативные (герметизированные) свинцовые аккумуляторы используются
для питания приборов, инструмента, аварийного освещения. К их
достоинствам относятся более низкая стоимость по сравнению со стоимостью
других портативных аккумуляторов, широкий интервал рабочих температур.
Недостатками кислотных аккумуляторов являются невозможность хранения в разряженном состоянии, трудность изготовления аккумуляторов малых размеров.
2 - Никель-кадмиевые аккумуляторы (Ni-Cd).
Реагентами в никель-кадмиевых аккумуляторах служат гидроксид никеля и кадмий, электролитом - раствор КОН, поэтому они именуются щелочными аккумуляторами.
Существуют три основных вида
никель-кадмиевых аккумуляторов: негерметичные с ламельными (ламельные
аккумуляторы) и спеченными электродами (безламельные аккумуляторы) и
герметичные. Наиболее дешевые ламельные никель-кадмиевые аккумуляторы
характеризуются плоской разрядной кривой, высокими ресурсом и
прочностью, но не низкой удельной энергией. Удельная энергия, скорость
разряда Ni-Cd аккумуляторов со спеченными электродами выше, они
работоспособны при низких температурах, но дороже, характеризуются
эффектом памяти и способностью к тепловому разгону.
Применяются никель-кадмиевые аккумуляторы для
питания шахтных электровозов, подъемников, стационарного оборудования,
средств связи и электронных приборов, для запуска дизелей и авиационных
двигателей и т.п.
Герметичные Ni-Cd аккумуляторы
характеризуются горизонтальной разрядной кривой, высокими скоростями
разряда и способностью действовать при низких температурах, но они
дороже герметизированных свинцовых аккумуляторов и характеризуются
эффектом памяти.
Применялись для питания портативной
аппаратуры (сотовых телефонов, магнитофонов, компьютеров и т.д.),
бытовых приборов, игрушек и т.д. Недостатком никель-кадмиевых
аккумуляторов является применение токсичного кадмия.
3 - Никель-железные аккумуляторы.
Вместо кадмия в этих аккумуляторах используется
железо. Из-за выделения водорода с самого начала заряда аккумуляторы
производят только в негерметичном варианте. Они дешевле никель-кадмиевых
аккумуляторов, не содержат токсичный кадмий, имеют длинный срок службы и
высокую механическую прочность.
Однако они характеризуются высоким
саморазрядом, низкой отдачей по энергии, практически неработоспособны
при температуре ниже -10 °С. Выпускаются в призматическом виде и
используются в основном как тяговые источники тока в шахтных
электровозах, электрокарах и промышленных подъемниках.
4 - Никель-металлогидридные аккумуляторы (Ni-MH).
Активным материалом отрицательного
электрода является интерметаллид, обратимо сорбирующий водород, т.е.
фактически отрицательный электрод является водородным электродом, у
которого восстановленная форма водорода находится в абсорбированном
состоянии.
Разрядная кривая Ni-MH аккумулятора аналогична
кривой Ni-Cd аккумулятора. Удельная емкость и энергия
никель-металлогидридных аккумуляторов в 1,5-2 раза выше удельной энергии
никель-кадмиевых аккумуляторов, кроме того, они не содержат токсичный кадмий.
Изготавливаются в герметичном исполнении
цилиндрической, призматической и дисковой форм. Применяются для питания
портативных приборов и аппаратуры.
5 - Никель-цинковые аккумуляторы.
Это щелочные аккумуляторы,
у которых отрицательный электрод - цинковый. Удельная энергия
никель-цинковых аккумуляторов примерно в 2 раза выше удельной энергии
Ni-Cd аккумуляторов. Они характеризуются горизонтальной разрядной
кривой, высокой удельной мощностью и относительно невысокой начальной
ценой, однако ресурс их мал, поэтому массового применения не имеют.
Применяются для питания портативной аппаратуры.
6 - Серебряно-цинковые и серебряно-кадмиевые аккумуляторы.
Активными материалами служат оксид
серебра на положительном и цинк или кадмий - на отрицательном электродах
соответственно, электролитом является раствор щелочи. Характеризуются
высокими удельными энергиями и мощностью, низким саморазрядом, но весьма
дороги. Серебряно-цинковые аккумуляторы имеют
незначительный ресурс. Выпускаются в призматической и дисковой формах,
применяются для питания портативных приборов и аппаратов, в военной
технике.
7 - Никель-водородные аккумуляторы.
Отрицательным электродом служит пористый
газодиффузионный электрод с платиновым катализатором, на котором
обратимо реагирует газообразный водород. Характеризуются высокой
удельной энергией и очень высоким ресурсом, но значительным саморазрядом
и очень дороги. Применялись в космической технике.
8 - Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion).
В качестве отрицательного электрода
применяется углеродистый материал, в который обратимо внедряются ионы
лития. Активным материалом положительного электрода обычно служит оксид
кобальта, в который также обратимо внедряются ионы лития. Электролитом
является раствор соли лития в неводном апротонном растворителе.
Аккумуляторы имеют
высокую удельную энергию, высокий ресурс и способны работать при низких
температурах. Благодаря высокой удельной энергии их производство в
последние годы резко увеличилось. Выпускаются в цилиндрической и
призматической формах. Они применяются в сотовых телефонах, ноутбуках и
других портативных устройствах.
9 - Литий-полимерные аккумуляторы (Li-pol).
Анодом служит углеродистый материал, в
который обратимо внедряются ионы лития. Активными материалами
положительных электродов являются оксиды ванадия, кобальта или марганца.
Электролитом является или раствор соли лития в неводных апротонных
растворителях, заключенный в микропористую полимерную матрицу, или
полимер (полиакрилонитрил, полиметилметакрилат, поливинилхлорид либо
другие), пластифицированный раствором соли лития в апротонном
растворителе (гель-полимерный электролит).
По сравнению с литий-ионными аккумуляторами литий-полимерные аккумуляторы имеют более высокие удельную энергию и ресурс и лучшую безопасность. Применяются для питания портативных электронных устройств.
10 - Литий-железо фосфатные аккумуляторы (LiFePo4).
Литий - Фосфаты (Lithium Iron Pho, LiFe, LiFePo4, LiPho, ЛиФо) совсем недавно появились на модельном рынке.
Недавно американская компания A123 выпустила новый тип литиевых
аккумуляторов, известный, как ЛиФо, или литий-фосфатные, или LiFePO4.
Силовые ЛиФо аккумуляторы относятся к литий-ионным аккумуляторам, но за
счёт улучшенной технологии (модно называемой "нанофосфатная” ) достигли
уровня практического применения в устройствах с большим
токопотреблением, например, в некоторых "топовых” моделях
электроинструмента. Не обошли вниманием эти аккумуляторы и
авиамоделисты, постепенно батареи внедряются в электропневматические
привода страйкеров. Судя по восторженным откликам последних, нанофосфат
имеет большой потенциал развития. Кратко о достоинства новых батарей: 1. Прочные и безопасные в отличие от Li-Po. 2. Сверхбыстрый заряд (при токе 10А полный заряд за 15 мин !!!) 3. Очень большой ток отдачи 60А - рабочий режим; 132А - кратковременный режим (до 10-ти секунд) 4. Саморазряд 3% за 3 года 5. Работают на холоде (до -30 гр. С) без потери рабочих свойств 6. Наработка на отказ 1000 циклов 7. Элементы можно составлять последовательно / параллельно, как обычные NiCd или NiMH
В настоящее время на рынке появились батареи Li-Fe китайского
производства, которые по свойствам много хуже оригинальных . ВНИМАНИЕ!
КОМПАНИЯ A123SYSTEMS на сегодняшний день является ЕДИНСТВЕННЫМ в мире
производителем литий-нанофосфатных батарей. Подделку определить достаточно легко: • Емкость батареи должна быть кратна 1100 мА/ч или 2300 мА/ч (на подделках это 1200 или 1500 мА/ч). • Вольтаж должен соответствовать кратности 3,3 (т.е. 3,3 В, 6,6 В, 9,9 В, 13,2 В) • Китайские элементы выполнены в картонной гильзе светло-коричневого цвета • По габаритам "китайцы” больше диаметром на 1 мм и в длину на 2 мм. • Отсутствие балансирного разъема • Невысокая цена
Примерно два года назад эти батареи широко начали применять в
аккумуляторных блоках РУЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО
ИНСТРУМЕНТА. Догадливые «моделисты» быстро оценили достоинства новых
батарей и начали скупать и «перепаковывать» такие блоки. В середине 2006
года производитель представил специальные модельные Ли-Фо аккумуляторы. На сегодняшний день патент и производство Литий-Фосфатов сосредоточены в одной компании из США – A123Systems. Основные достоинства ЛиФо: - очень большая нагрузочная способность (ток отдачи) - большой срок эксплуатации - высокая стойкость к механическим и электрическим перегрузкам - широкий температурный спектр работы - необязательная балансировка батарей в блоке - быстрый заряд батареи Основные недостатки ЛиФо: - не лучшее соотношение энергоемкость / маса - ценовой диктат одного производителя - один тип предлагаемых в продаже батарей - выпускается всего несколько типов зарядных устройств Заключение
Приобретя модную нынче приставку "нано-” к своему названию,
литий-железофосфатные аккумуляторы оказались одними из самых
перспективных для дальнейшего использования в мощных устройствах (их
можно использовать даже как стартерные аккумуляторы для автомобилей),
примерно два года назад эти батареи начали применять в аккумуляторных
блоках ручного профессионального строительного инструмента. Как бы не
хотелось закончить статью, однако осталась еще тема отрицательного
электрода в литий-ионном аккумуляторе. В настоящее время появляются
разработки на базе титаната лития (с модной приставкой "нано-”).
Сочетание этих электродов с положительными электродами на основе
литий-железофосфата сулит резкое увеличение срока жизни и уровня
безопасности литий-ионных аккумуляторов. Таким образом технология
ЛиФо с отрицательним литий-ионним электродом, на наш взгляд, дальнейшего
развития иметь не будет, разработчики, скорее всего, сосредоточат свои
усилия на разработке аккума на базе титаната лития (будем ждать
появления нового поколения ЛиФо в продаже), хотя на сегодняшний день в
качестве замены старого поколения аккумов (NiCd), ЛиФо вполне могу
подойти, если конечно не испугает цена этих аккумов, плюс зарядное.
11 - Перезаряжаемые марганцево-цинковые источники тока.
Первичные цилиндрические
марганцево-цинковые источники тока с щелочным электролитом определенного
состава, изготовленные по специальной технологии, могут электрически
перезаряжаться. Они характеризуются высокой удельной энергией, малым
саморазрядом и невысокой стоимостью, выпускаются в герметичном
исполнении, однако имеют очень малый ресурс (до 25-50 циклов), небольшую
скорость разряда и наклонную разрядную кривую. Возможность перезаряда
такого марганцево-цинкового источники тока отдельно оговаривается
производителем.
Источник: http://a123.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=61:2010-08-11-03-20-57&catid=39:2010-08-07-22-07-47&Item |